Библиотека Глобус
 Правила сайта  new Отблагодарить  Форум  Контакты         ЛК Глобус      
 
РЕЙТИНГИ  |  ОЦЕНКИ  |  РЕЦЕНЗИИ




Лидия Алексеевна Алексеева

Лидия Алексеевна Алексеева
Об авторе:

Лидия Алексеевна Алексеева (наст. фам. Деве?ль, в замуж. Ива?нникова; 22 марта 1909, Двинск — 27 октября 1989, Нью-Йорк) — русская поэтесса, переводчица.

Отец — потомок гугенотов (Develle), был полковником Генерального штаба. Детство провела в Севастополе. Эмигрировала в 1920 вместе с родителями в Турцию, откуда семья перебралась в Болгарию и затем в Югославию, где Алексеева прожила вплоть до 1944; окончила Белградский университет. В 1934-44 она преподавала сербский язык и литерутуру в русской гимназии Белграда. В 1937-44 она была замужем за писателем М. Иванниковым. В 1944 бежала от советских войск в Австрию, в 1949 перебралась в США, где прожила оставшиеся годы. На протяжении 11 лет Алексеева работала в сфере торговли, затем 18 лет в Нью-Йоркской Публичной библиотеке.

Дебютировала в русских журналах, издававшихся в Югославии. Издала пять сборников стихов («Лесное солнце», 1954; «В пути», 1959; «Прозрачный след», 1964; «Время разлук», 1971; «Стихи (избранное)», 1980). Переводила стихи Алексиса Раннита, сербскохорватских и американских поэтов. Главная переводческая работа — поэма «Слёзы блудного сына» Ивана Гундулича (отд. изд. 1965). Много печаталась в русских зарубежных журналах, стихи включались во все известные зарубежные поэтические антологии.

Свою главную тему («грустная благодарность Земле») Алексеева настойчиво варьировала на протяжении последних тридцати пяти лет жизни (впрочем, в последние годы писала она редко и мало). Говорить об эволюции ее мировоззрения и стиля в течение этих лет не представляется возможным. Все это время она оставалась мастером тонкой пейзажной миниатюры, в которой лирическое «я» выражено через остро подмеченную подробность ландшафта. Религиозные мотивы свое выражение находят также в образах природы. Для ее лирического «я» характерно неизменное чувство меры, слабый темперамент и всегда ровная и сдержанная интонация. Лирический герой Алексеевой — это образ одинокой женщины, довольствующейся очень малым, «побежденной», утратившей надежды, с болью вспоминающей прошлое, часто думающей о смерти, живущей в огромном чужом городе и чувствующей себя дома только среди растений и животных — «в мире малых тварей», говоря словами ее ближайшей подруги поэтессы Ольги Анстей.

Эксперимент в области формы был чужд Алексеевой. Более всего она ценила точный эпитет и точную метафору. Стремление к четкой образности у Алексеевой связано с острой наблюдательностью над явлениями природы, которая для нее всегда оставалась «россыпью радостей малых». Другие темы ее лирики — детство, воспоминания о встречах с возлюбленным и фрагменты воспоминаний о России и Европе.

Однако в каждом из пяти сборников тематически преобладают картины природы, насыщенные психологической, религиозной и, в более редких случаях, философской символикой.

Стихи Алексеевой — медитативно-созерцательная лирика с тихой элегической нотой. Любимая тема — хрупкий, незащищенный от человека мир природы, благодарность за всё живое вокруг. Творчество Алексеевой получило высокую оценку критиков и коллег по поэтическому цеху, среди которых — Г. Струве, В. Перелешин, Д. Кленовский, Б. Нарциссов и др.

Архив Алексеевой был уничтожен владельцем дома, где она жила, сразу после её смерти. Полностью уцелевшие стихи, переводы и проза Лидии Алексеевой изданы в 2007.

Книги автора

Поэзия
Книги в серии: Серебряный век. Паралипоменон

скачать бесплатно Горькое счастье: Собрание сочинений - Лидия Алексеевна Алексеева Горькое счастье: Собрание сочинений

Лидия Алексеева (1909-1989), двоюродная племянница Анны Ахматовой, - одна из крупнейших русских поэтесс Балкан, с 1949 года до самой смерти жила в Нью-Йорке. При жизни издала пять тонких поэтических...

 


 
LEEET.net